Название нот — их полное определение и обозначение

Вы узнаете, что такое ноты, для чего они предназначены и как называются. Для примера рассмотрим их расположение на клавиатуре фортепиано.

Что такое музыкальные ноты и для чего они предназначены

Что такое нота

Музыкальная нота — это моментальный снимок периодической звуковой волны определенной частоты.

Музыка строится с помощью ряда таких предопределенных нот. То есть некоторым моментальным снимкам волн определенных частот мы дали имена и назвали их нотами.

Выбор этих частот обусловлен наличием определенных гармоник в их звуковых волнах. На фото представлены частоты нот.

Частоты ноты на клавиатуре для фортепиано
Ноты в герцах

Видно, что каждой ноте соответствует определенная частот в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц.

Поднимаясь вверх по клавиатуре фортепиано, мы видим, что ноты, это всего лишь условные названия определенных частот звуковой волны. С этого момента мы будем называть эти частоты нотами.

В музыкальном языке мы редко говорим о нотах в их частотном выражении. Вместо этого в музыкальной теории мы используем названия нот, когда говорим о той или иной частоте.

Но допустим, вы программируете звучание синтезатора в своем музыкальном секвенсоре. В этом случае, знание того, какая частота соответствует той или иной ноте, может быть очень полезно.

Буквенное обозначение нот

Давайте посмотрим на клавиатуру фортепиано с обозначенными на ней нотами. Вы видите буквенное обозначение нот на клавишах.

Буквенное обозначение нот на клавиатуре для фортепиано

Клавиатура состоит из белых и черных клавиш. Черные можно использовать для ориентации. Как видите, они сгруппированы по 2 — 3 штуки.

Нота «С» (или До) всегда находится перед каждой группой из двух черных клавиш. Это происходит несколько раз на всем диапазоне клавиатуры.

Нота «F» (или Фа) всегда расположена прямо перед группой из трех черных клавиш.

Видно, что группы из двух и трех черных клавиш на протяжении клавиатуры повторяются несколько раз. Каждое такое повторение называется октавой.

Термин средняя «C» часто используют, когда говорят о диапазоне фортепиано. Эта нота расположена примерно по середине диапазона.

Расположение ноты до по середине диапазона фортепиано
Средняя С (нота до)

Мы видим, что все ноты названы при помощи латинского музыкального алфавита. Начинается с «C» (до), «D» (ре), «E» (ми), «F» (фа), «G» (соль), «A» (ля), «B» (си) и потом опять повторяется с «C» (до).

Но в каждой октаве 12 отдельных звуков или тонов. Потому что есть еще и черные клавиши.

Наименьшее расстояние или интервал между двумя нотами называется полутоном. То есть расстояние между двумя соседними нотами составляет полутон.

Поскольку между нотами «B» и «C» нет черной ноты, то расстояние между ними тоже полутон. Музыкальный интервал между «E» и «F» тоже равен полутону. Между ними тоже нет черной клавиши.

Расстояние между всеми другими белыми клавишами и расположенными рядом с ними черными тоже полутон. То есть интервал между «C» и черной клавишей полутон. Между «D» и черной клавишей тоже будет полутон.

Белые и черные ноты

Каждая из черных нот может носить название белой ноты, но с диезом или бемолем. По отношению к предшествующей белой клавише или ноте, черная клавиша или нота является диезом.

Вот, как они будут называться в этом случае.

Ноты диез на клавиатуре для фортепиано

Двигаясь снизу вверх мы называем ноты «C» (до) и «C#» (до диез), «D» (ре) и «D#» (ре диез). Между «E» и «F» полутон. Затем «F» и «F#», «G» и «G#». Между «B» и «C» снова полутон.

А потом все повторяется заново.

Черные ноты могут иметь названия с бемолем если мы рассматриваем их в отношении к последующим белым клавишам.

Музыкальные черные ноты на клавиатуре для фортепиано

К примеру, мы видим «D» (ре), опускаемся на пол тона и встречаем «Db» (ре бимоль). Потом «E» (ми), а на пол тона ниже «Eb» (ми бимоль). «G», потом на пол тона ниже «Gb». Ниже «A» на пол тона находится «Ab» и так далее.

Каждая из черных нот имеет два названия. Такое явление называется энгармонизмом. Это, когда одна и та же нота может называться «Фа диез» или «Соль бемоль». То есть имеет разные вариации.

Интервал, составляющий два полутона, называется целым тоном или целой ступенью. То есть расстояние между двумя белыми нотами (клавишами) целый тон. Только между «B» и «C», «E» и «F» полутон.

То есть между «C» и «D» целая ступень. Между «D» и «E» тоже целая ступень. Это потому, что между «D» и «E» находится полутон. То есть я иду D —> D# —> E.

В итоге два полутона дают целый тон.

В общем, расстояние между всеми белыми клавишами, кроме «B» и «C», «E» и «F», целый тон или ступень.

Интервал между двумя соседними черными клавишами тоже целый тон или ступень. Потому что между ними тоже имеется полутон.

Например, интервал между «F#» и «G#» составляет целый тон. Потому что между ними расположена нота «G» (соль).

Между «G#» и «A#» также целый тон. Равно, как и между «C#» и «D#». Или если хотите «Db» и «Eb».

Между «E» и «F#» тоже целый тон. Потому что между двумя клавишами находится полутон (нота F (фа)). Между нотами «B» и «C#» также интервал в целый тон. Потому что между двумя клавишами находится полутон (нота C).

Если вы сыграете все 12 нот подряд в пределах одной октавы, то получите хроматическую гамму. Это, когда вы играете каждый полутон. Но другие гаммы строятся из различных комбинаций полутонов и тонов.

На этом все!

Теперь вы знаете названия всех нот и для чего они предназначены. В следующий раз мы посмотрим, как они записываются на нотном стане.

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (234 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Нота - отзывы

Adblock
detector