Установка рабочего места и акустическая отделка студии

Речь пойдет об установки рабочего места, микрофонной стойки и собственно уже о практике акустической отделки помещения студии звукозаписи. Ну а начнем мы сначала с установки рабочего места и микрофонной стойки. От их расположения зависит многое. В первую очередь — это достоверность звучания колонок, во вторых — это наличие стоячих волн и в третьих — это уровень шумов, проникающих от различных источников в сам микрофон. 

Установка рабочего места и акустическая отделка студии звукозаписи

5 советов по установке рабочего места в студии

Я решил, что сейчас правильнее будет, прежде всего, дать вам ряд советов по установке рабочего места и микрофонной стойки в студии звукозаписи. Вот то, что вам нужно запомнить:

  • старайтесь располагать микрофонную стойку, как можно дальше от рабочего места. Это способствует уменьшению количества шумов, которые поступают в микрофон от системного блока компьютера или от другого оборудования.
  • располагайте микрофонную стойку и рабочее место, как можно дальше от окон и дверей. Основная часть внешних шумов проникает в комнату именно через окна и двери.
  • избегайте установки рабочего стола в углу комнаты, так как в таком случае звук, идущий из колонок, не будет достоверным. Особенно если одна из колонок расположена в углу, а другая нет. Таким образом, звучание двух одинаковых колонок будет разным.
  • устанавливаете рабочий стол на некотором удалении от стен. Предпочтительнее не меньше чем на 30-40 см. Если установить колонки вплотную или слишком близко к стене, то звучание тоже будет недостоверным. Причем я хочу заметить, что расстояние в 30-40 см имеет отношение к громкоговорителям, фазоинвертор которых, находится спереди. Фазоинвертор — это специальное отверстие для снижения искажений и увеличения отдачи низких частот. Если же фазоинвертор у колонок находится сзади, то придется устанавливать рабочее место так, чтобы расстояние от задней стенки колонок до стены было 1 метр и возможно даже больше.
  • предусмотрите расположение всех соединительных кабелей заранее. Имейте в виду, что проводов в итоге может оказаться больше чем предполагается. Поэтому следует подумать, где будут лежать, и как будут протягиваться все необходимые соединительные кабеля.

Установка рабочего места

Сейчас я вам предлагаю рассмотреть пример грамотного акустического оформления комнаты, а также расположения в ней рабочего места и микрофонной стойки на простейшей схеме. На нижнем рисунке вы увидите план помещения.

Грамотное акустическое оформление студии звукозаписи

Прежде всего, я хочу сказать, что схема нарисована очень условно и как сразу заметно тут не соблюдено точных пропорций. Однако это не важно. Итак, давайте посмотрим, что на этой схеме. Во первых — это рабочий стол (1), на котором установлены колонки (3). Далее у нас идет условная голова слушателя (2).

Установка рабочего места в студии звукозаписи

И вот сразу обратите внимание, что расстояние от каждого уха до монитора и расстояние между двумя мониторами 1,5m. То есть здесь образуется равносторонний треугольник. Впрочем, 1,5 м, как показывает практика в большинстве случаев это оптимальное значение. Тем не менее, оно может варьироваться. Может быть чуть меньше или чуть больше. Но желательно от такого значения сильно не отклоняться. Также здесь розовым прямоугольником обозначен системный блок (4).

Установка микрофонной стойки

Далее идет окно (5), которое должно быть завешано. Также есть входная дверь (6), которая должна быть отделана специальными акустическими материалами. Чуть ниже стоит микрофонная стойка (7). Почему она стоит так? Потому что если бы я ее поставил бы слева, то она была бы ближе к системному блоку. Поэтому я специально поставил ее подальше от системного блока. В тоже время я не поставил ее в самый угол и сам микрофон отвернут от рабочего места. То есть он повернут задней стороной и таким образом меньше улавливает шумы от системного блока и вообще от любой аппаратуры, которая находится на рабочем месте.

Оформление домашней студии звукозаписи

Также обратите внимание на расстояние в 1,5 м от головы слушателя до левой, правой и задней стены. Это минимальное расстояние от головы слушателя до стен. Чем это расстояние больше, тем лучше. Теперь остаются у нас, как я говорил 30-40 см до стены от каждой колонки. Это фактически минимальное значение. Если у вас установлены громкоговорители, фазоинвертор которых находится сзади, то значение это будет больше.

Оптимальное расстояние установок в студии

Акустическая отделка стен

И самое главное серыми прямоугольниками (8) условно указаны акустические плиты. Прежде всего, за каждой колонкой должна стоять такая плита (8). Такими плитами можно заглушить всю стену, что очень хорошо или же за каждой колонкой установить отдельные плиты. Площадь плиты должна быть в 3 раза больше площади стенки колонки.

Теперь давайте посмотрим на плиты (9, 10) с противоположной стороны студии звукозаписи. Их может быть как две, так и одна, то есть, заглушена вся стена. Для чего они нужны? Все просто! Звуковые волны, летящие от левого громкоговорителя, ловит панель расположенная справа (9). Соответственно от громкоговорителя, расположенного справа ловит сигнал панель слева (9). То есть все отражения от задней стенки гасятся этими двумя плитами (9). Однако лучше сразу заглушить всю заднюю стену. Но если это невозможно, тогда стоит вешать отдельные плиты.

Оформление стен в студии звукозаписи

Обратите внимание, что внизу у меня заглушены углы дополнительным материалом. Лучше от прямых углов избавляться. Также по бокам установлены дополнительные плиты (10). Когда сигнал (обозначен штрихпунктирной линией) исходит из колонок, то он будет частично отражаться от плиты (9) и соответственно плитой (10) будет дополнительно глушиться.

Акустическая отделка пола и потолка

После того, как мы оформили рабочее место и все стены, нам останется уделить внимание полу и потолку. Здесь конечно проще. На пол лучше всего положить кавролин. Даже если у вас уже есть на полу ковер, палас или даже простые ковровые дорожки, покрывающую большую часть пола, то ничего в принципе с полом делать и ненужно.

Оформление пола в студии звукозаписи

С потолком дело обстоит несколько сложнее. Натянуть на потолок тот же кавролин ну прямо скажем не очень просто. Поэтому лучшим вариантом в акустическом оформлении будет натяжной потолок. Если речь идет о специальном натяжном потолке для студии звукозаписи, то качество акустических характеристик студии будет наилучшим. Но, к сожалению, такое удовольствие не из дешевых. Еще одним неплохим вариантом для потолка может стать обычный поролон. Весь потолок оклеивать им совершенно необязательно. Просто можно расположить плиты в шахматном порядке, оставляя между ними свободное пространство.

Оформление потолка в студии звукозаписи

И практически бесплатный, но очень трудоемкий вариант — это яичные лотки. Приклеивать их к потолку занятие очень долгое и крайне утомительное. На одну комнату может уйти гораздо больше лотков, чем, кажется. Но зато яичные лотки хороши тем, что их можно раздобыть бесплатно. Для некоторых это будет существенным плюсом. Если уже совсем все плохо, то на худой конец потолок можно и не оформлять. Главное чтобы стены и пол были правильно оформлены.

Оформление студии яичными лотками

Вот и все! С установкой рабочего места и акустической отделки стен, пола и потолка в студии звукозаписи закончено. Теперь благодаря моим советам вы сможете правильно установить рабочее место в помещении. Также у вас не возникнет трудностей в поиске наилучшего места для микрофонной стойки и правильной установки акустических плит для всех стен. В общем, изучайте и внедряйте!

Еще советы по оформлению студии звукозаписи:

rss-1Следить за выходом новых статей на этом сайте!

  Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.

Комментарии 14

  • Конечно ничего в этом не понимаю, но ознакомится с новой информацией всегда интересно! Спасибо!

  • Как все сложно и запутанно. Как много всего нужно предусмотреть. Кстати, сейчас для потолка продаются специальные пенопластовые панели. Они клеятся очень быстро и удобно. Как мне кажется, это не плохая замена яичным лоткам. По дизайну в том числе ;)

    • Главное, чтобы эти панели были с наиболее рельефной поверхностью. Если есть такая возможность, то можно отделать и потолок.

  • Я далёк от музыки (только слушаю), но статья написана достаточно понятно и подробно. Кто в теме — им обязательно пригодятся эти советы.

  • Согласна со всем вышесказанным! Кто в теме, тому точно эта статья пригодится. У меня брат по молодости занимался музыкой, но и сейчас, спустя 20 лет они собираются ребятами для своего удовольствия. Но делают это на складе, так что без акустической отделки.

    • Хорошо, когда есть нормальные помещения. Если нет, то выбирать не приходится.

  • Сразу вспомнила времена, когда народ репетировал в гаражах, арендовал помещения в школах и даже детсадах, и вообще извращался с поиском «точки» как только мог) Классно, когда и финансовые возможности, и знания позволяют организовать студию с умом и размахом!

  • Честно говоря, я тоже далека от музыки, но думаю ваши хорошие советы найдут своего читателя :)

  • А для обычной записи видеоурока, к примеру, подойдет простой микрофон с шумоподавлением?

    Я так понимаю, в данном случае нужно всего лишь минимум шума?

    • Да, для видеоурока подойдет один хороший микрофон с USB-входом, чтобы сигнал не терялся и не было шума.

  • Про лотки бред)))))))))))))))))

    • По-началу может кажется совсем бредово. Однако по крайней мере это лучше чем просто голые стены. :-) Конечно, лотки — это не самый лучший выход. Лучше использовать более качественные материалы. Но для тех, у кого бюджет сильно ограничен, вначале можно попробовать бесплатный вариант с лотками. Ну а потом, когда позволит бюджет, заменить эти лотки на материал получше. :-)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.